История

Тема истории педагогических училищ нашей области давно волновала меня отсутствием публикации на эту тему, кроме газетных статей, сообщающих о юбилеях того или иного училища. О Пензенском педагогическом я не собирался писать, так как к юбилею училища была написана книга Марии Леонидовны Савиной “Не рвется дней связующая нить”. Но эта книга собрала воспоминания людей, чья судьба была в той или иной степени связана с учебой или работой в педучилище и не проследила историю этого учреждения. Кроме того в различных источниках да и в самом педагогическом училище нет обозначения точной даты открытия училища. В 1974 году в “Пензенской правде” за 12 сентября член Союза журналистов Самойлов Е.С.   сообщает читателям о столетии педучилища, а в декабре 1993 года в той же газете говорится о 50 летнем юбилее училища. Вот эта путаница и подтолкнула меня начать книгу с  истории возникновения и становления Пензенского педучилища, призванного готовить учителей для начальной школы.

Считаю, что годом рождения Пензенского педучилища надо считать 1923 год, а истоки педучилища в 1874 году, когда в Пензе появилась учительская семинария, хотя это было среднеспециальное учреждение, где необходимо при поступлении сдать вступительные экзамены по Закону Божьему. Закон Божий изучался в процессе трехлетнего обучения. В семинарию в отличие от педагогических училищ советского периода принимались только юноши. Эти факты свидетельствуют о том, что семинария не могла быть родоначальницей педучилища, поскольку последнее принадлежало к светским учреждениям новой структуры государства, имя которому Союз Советских Социалистических Республик. В 1919 году учительские семинарии в Пензе и Саранске были преобразованы в постоянно действующие трехгодичные учительские курсы. Таким образом 1874 год и учительскую семинарию нельзя назвать началом рождения Пензенского педучилища. Система педучилищ в Пензенской области стала складываться в 20 годы прошлого века. Одним из первых училищ было Пензенское.

Как же и когда родилось новое учебное заведение, призванное готовить учителей для обучения учащихся начальной школы (1-4 классы)?

Еще в 1916 году в Пензе открылся учительский институт. Он просуществовал до 1919 года и был преобразован в Институт народного образования. В 1921 году Институт народного образования стал Практическим институтом народного образования. В 1923 году ПИНО решением коллегии губоно был переименован в педтехникум. Педтехникум просуществовал до 1936 года, когда его переименовали в педучилище. В педучилище перешло большинство педагогов, преподававших в институте и педтехникуме.

В начале 1940 года Пензенское педучилище было закрыто, а в 1943 году открыто вновь. Таким образом перерыв составил 3 неполных года. В 1943 году в педучилище перешли из учительского института педагоги, которые до 1939 года трудились в педучилище. Все это позволяет считать годом начала деятельности Пензенского педучилища не 1943 год, а 1923 год, когда появился педтехникум. Отбрасывать двадцатилетний период подготовки учительских кадров для школ Сурского края считаю неэтичным, ибо именно в это время укреплялись корни советской школы, которая превратилась в середине 20 века в одну из лучших в мире. Осень 1923 года, открытый педтехникум имени Карла Маркса размещался на Советской, дом 9 (ныне здание НИИ), к нему присоединяется до этого самостоятельно существующий татарский техникум на правах секции, для обучения ребятишек мордовской национальности специально организуется мордовская секция. В составе  3-х секций педтехникум работал в 1923-1926 годах. В первый год своего существования при техникуме были открыты 2 отделения (дошкольное и школьное), а в 1924-25 к двум отделениям прибавилось отделение политпросвет работы. Политико-просветительское отделение (30 человек) готовило специалистов библиотек, клубов, ликвидаторов неграмотности, вожатых для развития пионерского движения в школах. На отделение принимались лица, окончившие 3-ий курс педагогического техникума. Просуществовало до 1929 года Занятия проводились в две смены и заканчивались около 10 часов вечера. При техникуме имелось два общежития. Одно из них располагалось рядом с техникумом (Советская 7), второе находилось на Суворовской 35 (ныне улица Куйбышева).

При техникуме было создано самоуправление – студенческий комитет, состоящий из культурно-просветительской (культком), хозкомиссии и дисциплинарной.  Уже в 1924-25 учебном году при техникуме работали драматический, хоровой, спортивный кружки. В 1924-25 учебном году число учащихся составляло 343 человека. Из них 166 русских, 86-татар, 91-мордвы. Всего было 15 групп. В первый год техникум выпустил 41 учителя начальной школы, и все они приступили к работе.

В те далекие от нас годы профессия учителя была привлекательной для мужчин. Из 343 обучающихся 162 человека составляли мужчины. Среди преподавателей техникума тоже преобладали мужчины: из 42 педагогов мужчин было 32. В двух общежитиях в 1924-25 учебном году проживало 217 человек. Интересен следующий факт. Из выпуска 89 человек 1924-25 учебного года 4 человека приняты в вузы. Для того времени, когда в стране еще кое-где не кончились гражданские распри, когда от засухи и недорода хлеба был голод, болезни, поступление в вуз людей, недавно еще не владевших грамотой, было большим достижением. Правда, 1924-25 годы были переломными: увеличились ассигнования в бюджете губернии на образование, стали расти сеть школ и контингент детей. В 1923-24 годах в губернии было 1101 школа с 92204 учащимися, в 1924-25 учебном году число школ составило 1120, а контингент увеличился до 101160 человек.




© Пензенский педагогический колледж, 2008. Все права защищены


Hosted by uCoz