История
Тема истории
педагогических училищ нашей области давно волновала меня отсутствием
публикации на эту тему, кроме газетных статей, сообщающих о юбилеях
того или иного училища. О Пензенском педагогическом я не собирался
писать, так как к юбилею училища была написана книга Марии
Леонидовны Савиной “Не рвется дней связующая нить”. Но эта книга
собрала воспоминания людей, чья судьба была в той или иной степени
связана с учебой или работой в педучилище и не проследила историю
этого учреждения. Кроме того в различных источниках да и в самом
педагогическом училище нет обозначения точной даты открытия училища.
В 1974 году в “Пензенской правде” за 12 сентября член Союза
журналистов Самойлов Е.С. сообщает читателям о столетии педучилища,
а в декабре 1993 года в той же газете говорится о 50 летнем юбилее
училища. Вот эта путаница и подтолкнула меня начать книгу с истории
возникновения и становления Пензенского педучилища, призванного
готовить учителей для начальной школы.
Считаю, что годом рождения
Пензенского педучилища надо считать 1923 год, а истоки педучилища в
1874 году, когда в Пензе появилась учительская семинария, хотя это
было среднеспециальное учреждение, где необходимо при поступлении
сдать вступительные экзамены по Закону Божьему. Закон Божий изучался
в процессе трехлетнего обучения. В семинарию в отличие от
педагогических училищ советского периода принимались только юноши.
Эти факты свидетельствуют о том, что семинария не могла быть
родоначальницей педучилища, поскольку последнее принадлежало к
светским учреждениям новой структуры государства, имя которому Союз
Советских Социалистических Республик. В 1919 году учительские
семинарии в Пензе и Саранске были преобразованы в постоянно
действующие трехгодичные учительские курсы. Таким образом 1874 год и
учительскую семинарию нельзя назвать началом рождения Пензенского
педучилища. Система педучилищ в Пензенской области стала
складываться в 20 годы прошлого века. Одним из первых училищ было
Пензенское.
Как же и когда родилось новое
учебное заведение, призванное готовить учителей для обучения
учащихся начальной школы (1-4 классы)?
Еще в 1916 году в Пензе открылся
учительский институт. Он просуществовал до 1919 года и был
преобразован в Институт народного образования. В 1921 году Институт
народного образования стал Практическим институтом народного
образования. В 1923 году ПИНО решением коллегии губоно был
переименован в педтехникум. Педтехникум просуществовал до 1936 года,
когда его переименовали в педучилище. В педучилище перешло
большинство педагогов, преподававших в институте и педтехникуме.
В начале 1940 года Пензенское
педучилище было закрыто, а в 1943 году открыто вновь. Таким образом
перерыв составил 3 неполных года. В 1943 году в педучилище перешли
из учительского института педагоги, которые до 1939 года трудились в
педучилище. Все это позволяет считать годом начала деятельности
Пензенского педучилища не 1943 год, а 1923 год, когда появился
педтехникум. Отбрасывать двадцатилетний период подготовки
учительских кадров для школ Сурского края считаю неэтичным, ибо
именно в это время укреплялись корни советской школы, которая
превратилась в середине 20 века в одну из лучших в мире. Осень 1923
года, открытый педтехникум имени Карла Маркса размещался на
Советской, дом 9 (ныне здание НИИ), к нему присоединяется до этого
самостоятельно существующий татарский техникум на правах секции, для
обучения ребятишек мордовской национальности специально организуется
мордовская секция. В составе 3-х секций педтехникум работал в
1923-1926 годах. В первый год своего существования при техникуме
были открыты 2 отделения (дошкольное и школьное), а в 1924-25 к двум
отделениям прибавилось отделение политпросвет работы.
Политико-просветительское отделение (30 человек) готовило
специалистов библиотек, клубов, ликвидаторов неграмотности, вожатых
для развития пионерского движения в школах. На отделение принимались
лица, окончившие 3-ий курс педагогического техникума.
Просуществовало до 1929 года
Занятия проводились в две смены и заканчивались около 10 часов
вечера. При техникуме имелось два общежития. Одно из них
располагалось рядом с техникумом (Советская 7), второе находилось на
Суворовской 35 (ныне улица Куйбышева).
При техникуме было создано
самоуправление – студенческий комитет, состоящий из
культурно-просветительской (культком), хозкомиссии и дисциплинарной.
Уже в 1924-25 учебном году при техникуме работали драматический,
хоровой, спортивный кружки. В 1924-25 учебном году число учащихся
составляло 343 человека. Из них 166 русских, 86-татар, 91-мордвы.
Всего было 15 групп. В первый год техникум выпустил 41 учителя
начальной школы, и все они приступили к работе.
В те далекие от нас годы профессия учителя была привлекательной для
мужчин. Из 343 обучающихся 162 человека составляли мужчины. Среди
преподавателей техникума тоже преобладали мужчины: из 42 педагогов
мужчин было 32. В двух общежитиях в 1924-25 учебном году проживало
217 человек. Интересен следующий факт. Из выпуска 89 человек 1924-25
учебного года 4 человека приняты в вузы. Для того времени, когда в
стране еще кое-где не кончились гражданские распри, когда от засухи
и недорода хлеба был голод, болезни, поступление в вуз людей,
недавно еще не владевших грамотой, было большим достижением. Правда,
1924-25 годы были переломными: увеличились ассигнования в бюджете
губернии на образование, стали расти сеть школ и контингент детей. В
1923-24 годах в губернии было 1101 школа с 92204 учащимися, в
1924-25 учебном году число школ составило 1120, а контингент
увеличился до 101160 человек. |